Межличностные отношения и социально-психологический климат
Изучение межличностных отношений позволяет определить социально-психологический климат, психологическую совместимость, выявить лидеров, скрытые конфликты, межличностные предпочтения.
Такая информация представляет интерес для формирования рабочих групп, состав которых периодически меняется.
Изучение межличностных отношений позволяет:
- Учитывать особенности потребностей человека в сфере общения при подборе членов команды;
- При возможности расформировывать потенциально конфликтные группы;
- В случае, если персонал достаточно знаком друг с другом, возможно путём краткого анонимного опроса выделить в коллективе лидеров и наиболее авторитетных работников, что полезно учитывать при проведении аттестации, формировании кадрового резерва и назначении на вышестоящие должности.
Социально-психологический климат (СПК) — состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации. Благоприятный СПК дает возможность каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.
Задачи проведения диагностики СПК:
- изучение внутригрупповых и межличностных отношений;
- оценка групповой сплоченности и совместимости коллектива;
- психологическая оценка деловых, профессиональных и поведенческих качеств личности сотрудников;
- диагностика конфликтов;
- построение схемы взаимодействия и информационного обмена между структурными подразделениями.
Для диагностики СПК проводится оценка коллектива и коллег по заранее заданным критериям.
В результате такой оценки выявляются:
- степень взаимосвязанности индивидов, теснота их эмоциональных связей, характеризующих внутреннюю социально-психологическую атмосферу группы, от которой зависят ее функциональные возможности;
- совместимые и не совместимые пары (дружеские и конфликтные);
- структура группы (неформальные организации группы, лидеры, лица, находящиеся в социальной изоляции и пр.)
Указанные задачи решаются с применением микросоциологических анкет (обобщённая групповая оценка мнений по вопросам жизнедеятельности организации), социометрических методов (взаимная оценка), экспертных методов (групповой оценки личности).
Состав используемых методик подбирается с учётом особенностей организации, характера деловых коммуникаций персонала и ресурсных возможностей для проведения обследований (время, место и пр.).
Результатом проведения социально-психологического обследования могут являться:
- Заключение о преобладающих групповых мнениях по вопросам жизнедеятельности организации, её психологическом климате, наличии негативных явлений, включая коррупционные и криминальные риски;
- Заключение о социально-психологической структуре группы, деловом и личном авторитете каждого из её членов, их попарной психологической совместимости, наличии группировок, в том числе противоборствующих между собой, с подробной интерпретацией и наглядным представлением результатов.
|